Здоровьесберегающая деятельность школы.

На современном этапе немаловажное значение имеет организация и оценка здоровьесберегающей деятельности школы. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация определяется в значительной степени условиями жизни в школе. У многих детей времени, свободного от школы просто нет. Их рабочий день в школе полного дня  превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 8-10 часов.

Именно поэтому в школе  проводится комплексная здоровьесберегающая работа. Главным компонентом, определяющим здоровьесберегающий потенциал школы, является адекватность форм и методов обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей  и обязательные физкультурно-оздоровительные мероприятия и медицинское лечение. При организации здоровьесберегающего режима мы стремимся к полной реализации возможностей в жизни каждого ребенка трех моментов: полного удовлетворения потребности в движении (с учетом физического состояния здоровья),  достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечения условий для преобладания положительных эмоциональных  впечатлений. Ежегодно в школе проводится диагностика состояния здоровья учащихся.     За последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, поступающих в школу. Увеличивается количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снижается.

Распределение  учащихся 1-ых классов по медицинским группам.

 Начало 2007-2008 учебного года.

 

Проанализировав состояние здоровья учащихся  школы по медицинским картам в  2007-2008 учебном году, мы получили следующие данные:

Распределение по  медицинским группам здоровья учащихся школы.

класс

Медицинские группы здоровья

I

основная

II

основная

II

подготовит.

      III

основная

III

подготовит.

 IV

освобожденные

3

7

1

 

13

 

 

6

1

 

14

 

 

4

7

1

8

 

 

       7

9

 

4

 

 

7

10

 

1

1

 

6

8

 

2

 

1

6

9

 

4

 

1

5

7

 

3

 

 

3

3

 

6

2

 

7

6

 

4

 

Итого

5

58

61

1

59

3

 

 Количество обучающихся детей в школе в 2007-2008 учебном году – 187 чел. 

 

Имеют хронические заболевания и требуют постоянного наблюдения врачей (группа Д 3) – 37 человек,  2 ребенка   инвалида . 

Состояние здоровья обучающихся  в конце учебного года

 Учеб-ный год

Коли-чество

обуча-

ющих-ся

Количество обучающихся с отклонением физического развития

 (чел / %)

Количество обучающихся с нарушением осанки 

(чел / %)

Количество обучающихся с нарушением зрения 

(чел / %)

Количество обучающихся с хроническими заболе-ваниями  (чел / %)

Частота ост-рых забо-лева-ний  (чел / %)

Дефицит массы тела

Избыток массы тела

На начало года

На конец года

На начало года.

на конец года

2007-2008

187

5

13

187

111

59

33

35

242

Структура заболеваемости обучающихся.

Учебный год

Количество обучающихся

Заболева-ния желудочно-кишечного тракта (%)

Болезни почек (%)

Функциональ-ные изменения сердечно-сосудистой системы (%)

Заболевания щитовидной железы (%)

Лор- патология (%)

Аллергические заболевания (%)

2007-2008

187

2

22

27

23

19

28

 

Анализ полученных данных о состоянии здоровья школьников позволяет сделать следующие выводы:

  1. Состояние здоровья детей, обучающихся в  классах школы, следует признать неудовлетворительным ввиду преобладания среди учеников, отнесённых ко второй и третьим группам здоровья, большого количества ребят, подверженных хроническим заболеваниям, с дисгармонией развития
  2. Большое количество обучающихся с нарушениями осанки требует проведения регулярного подбора мебели, широкого применения комплекса корригирующего комплекса упражнений.
  3. Выявленные проблемы побуждают учителей к освоению методов контроля  за состоянием здоровья детей. Проведённые в школе исследования показали, что чем меньше учитываются возможности детского организма при организации различных видов деятельности, чем длительное напряжение и больше  утомление ученика, тем чаще недомогание ребят переходят в болезни.

        В процессе взросления проявляются другие  факторы, негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Таким образом, среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

1) социально-экономические факторы, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;

2) увеличение учебной нагрузки;

3) недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим особенностям детей.

Шестнадцатый год педагоги, медицинские работники работают над формированием  культуры здоровья. Естественно,  положительные изменения в состоянии здоровья детей пришли не сразу. Однако динамику уже можно проследить,  проанализировав работу медицинской службы школы.

В качестве основных методов коррекции при выраженной ортопедической патологии  в школе применяются массаж, плавание и лечебная физкультура, корригирующая гимнастика.

     ЛФК – это применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целями при дефектах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей: нарушение осанки, искривление позвоночника, уплощение свода стопы.   Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма и необходима для его нормального формирования и развития. Кроме того, на занятиях вырабатываются навыки равновесия, координации, ловкости и формируется стереотип правильной осанки. Движения в любой форме, адекватные возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Во время занятий у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном  эмоциональном фоне ускоряется выработка новых условных рефлексов.   Группы ЛФК в школе комплектуются по 8-10 человек с учетом медицинских групп здоровья и диагнозами детей. Основной курс составляет 10 занятий 2 раза в год. Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительность - 30 мин.      В 2007-2008 учебном году все учащиеся школы прошли курс занятий  ЛФК 2 раза в год по 10 занятий в каждом курсе,  а для детей, которые по состоянию здоровья нуждались в дополнительных занятиях, врачом ортопедом  было осуществлено  комплектование таких групп. Таким образом, эти дети прошли  3 курса ЛФК за год по 10 занятий в каждом с перерывом между курсами 2 - 2,5 месяца. 

Распределение курса занятий ЛФК в течение 2007-2008  учебного года

 

 

I триместр

II триместр

III триместр

1-е классы

  •       ∩

 

  •  

 

2-е классы

  •  ∩

 

  •  

 

3-е классы

 

 

  •  

4-е классы

 

 

  •  

     

    •    - группы по лечебной физкультуре 

   ∩ - группы  ЛФК по показаниям врача 

       В школе работает зал корригирующей гимнастики.  Он оснащен гимнастическим комплексом «Здоровье» (2 шт.),  беговой дорожкой, велотренажерами (3 шт.),  гантелями (10 шт.), гимнастическими палками, мячами.Так за 2007-2008 учебный год зал корригирующей гимнастики посетили все учащихся школы с различными заболеваниями по два курса. Средняя продолжительность курса занятий – один триместр.  

В нашей школе, особую актуальность представляют занятия корригирующей гимнастикой, так как они являются важнейшим моментом первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний.      

     У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма.

       Обратив внимание на эту проблему, в нашей школе разработан проект «Корригирующая гимнастика в условиях  Школы здоровья». Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата  детей являются целью проекта. Корригирующая гимнастика способствует проведению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению физического развития и двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме, а лечебное плавание является хорошим средством тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 

      На занятиях корригирующей гимнастики,  для профилактики и лечения широко используются  спортивные тренажеры  и спортинвентарь.

Распределение занятий корригирующей гимнастики и лечебного плавания  в течение дня и учебного  2007-2008 года

 

I триместр

II триместр

III триместр

1-е классы

                                 ∩

  •    ∩                 

 ∩ 

  • ∩ 

2-е классы

 

 

 

 

3-е классы

  •                      

 

 

 

4-е классы

  •     

 

 

 

    

 

 

 

 

      •     -  занятия лечебным плаванием, первая половина дня;

      ∩    - занятия корригирующей гимнастикой, вторая половина дня

    У учащихся, которые приходят к нам в школу,  ярко выражена потребность в движении, так как длительное статическое напряжение, связанное с учебным трудом, неизбежно ведет к утомлению в центральной нервной системе. В связи с этим, мы особое значение предаем подвижным играм, как в урочное, так и во вне урочное время, так как они является лучшей формой физического воспитания в младшем школьном возрасте. Используя разнообразные подвижные игры, мы  повышаем интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя при этом более интенсивному усвоению знаний. В результате занятий корригирующей гимнастикой у детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата возросла мышечная сила, увеличилась подвижность связочного аппарата, улучшилась координация движений, повысилась адаптация организма к физическим нагрузкам и общая выносливость.

В школе  создана хорошая лечебно-оздоровительная база для профилактики и лечения детей с различными заболеваниями. Большим подспорьем для оздоровления детей является массаж.  Весь год в школе работал массажный кабинет, который посетили все дети школы. Это дети с  бронхо-легочной патологией, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ВСД.   На базе массажного кабинета проводится ручной массаж и гидромассаж, который проводится в трех режимах:

-  вибрационный

- пузырьковый

-вибрационно-пузырьковый

Очень хорошо помогает при ортопедической патологии стоп и для реабилитации часто болеющих детей. Массаж мышц у учащихся, вынужденных находиться в неподвижном состоянии или ограничить свою подвижность, вызывает значительное повышение тонуса неработающих мышц, повышение их силы и выносливости. Массаж утомленных мышц снимает усталость, вызывает чувство бодрости, легкости, повышает работоспособность. Эта процедура проводится в школе,  как в первой, так и во второй половине дня, под контролем врача физиотерапевта. Массажисты  после проведения сеансов массажа отмечают только положительную динамику.  

№ п/п

Медицинская процедура

Количество детей

Количество полученных процедур

 

Массаж

191

1674

 

Виброгидромассаж стоп

180

1567

 

ЛФК

340

3400

 

Всего

711

6641

 

 

 

 

 

 Результаты проведенного оздоровления детей с заболеваниями ОДА. (Данные врача ортопеда). 

Нозологические группы заболеваний

Кол-во детей

Улучшение

Снято с учета

2007-2008

2007-2008

2007-2008

Нарушение осанки

187

76

 

Х образные ноги

27

18

 

Плоскостопие

58

17

 

Болезнь Шинца

1

2

 

Экзостаз ребра

1

1

 

Воронкообразная деформация грудной клетки

11

4

 

 

 

118 чел.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

  •           У детей с заболеваниями дыхательной системы укрепилась дыхательная мускулатура, увеличилась подвижность грудной    клетки, уменьшился бронхоспазм. Все это приводит к более редким рецидивам хронических бронхо - легочных заболеваний.
  •             У детей с вегето-сосудистыми дистониями нормализовался тонус сосудов, уменьшились застойные явления  в системе кровообращения, повысилась работоспособность.
  •             У 80% детей нормализовались показатели АД, исчезли головные боли. У детей с нарушениями обмена веществ, ожирением увеличилась физическая активность и выносливость, ускорился метаболизм веществ и выведение шлаков из организма. Происходит постепенная нормализация росто-весовых  показателей.
  •             У 35,6% детей наблюдается положительная динамика в здоровье.

      Второй год в школе работает кабинет охраны зрения. Он оснащен  аппаратом АСИР, аппаратом «Ручеек».  С помощью этих аппаратов   ежегодно проходят лечение дети  с миопией, спазмом  аккомодации, дальнозоркостью.     

№ п/п

Медицинская процедура

Количество детей

Количество полученных процедур

1

«Ручеек»

         40

400

2

АСИР

40

354

 

Всего

80

754

 

 

 

Результативность, проведенного лечения

Нозологические группы заболеваний

Кол-во детей

Выздоровление

Улучшение

Без изменений

2007-2008

2007-2008

2007-2008

-

Спазм аккомодации

37

28 (75,7%)

9 (24,3%)

-

Миопия

18

-

17 (94,4%)

1 (5,6%)

Дальнозоркость

4

-

4 (100%)

 

Всего

 

28 (75,7%)

30 (50,9%)

1 (1,6%)

 

 

 

 

 

 

В результате лечения отмечается положительный результат от лечения в 58 случаях, что составляет 98,4% от общего количества пролеченных детей. Результат «без изменений» при близорукости означает, что прогрессирования близорукости не происходит, что также можно расценивать как положительный результат.

Весь учебный год в школе работал фитобар – кислородные коктейли выдавались в основном всем учащимся школы. Дети получали коктейль 10-20 дней, курс проведения 1 раз в квартал. Кислород обогатил кровь и ткани организма и у детей повысилась резистентность и защитные свойства организма. За год оздоровились 520 детей.

Медицинские процедуры.

В течение 2007-2008 учебного года Служба здоровья школы проводила  медицинские процедуры с целью  профилактики и лечения простудных заболеваний у учащихся школы.

Это комплекс специальных профилактических мероприятий:

v      Аэрофитотерапия (с использованием аппарата «Вулкан»). Эта процедура проводится в закрытом помещении (классной комнате). При помощи оригинальной композиции для аэрофитотерапии в помещении создается искусственный фитотон, который  способствует не только профилактике и лечению простудных заболеваний, а также нормализуется пульс, сон и кровяное давление. Это профилактическое мероприятие  проводилось 2 раза в этом учебном году  во всех классах школы, осенью (сентябрь - октябрь) и весной (конец февраля – март) по 10 процедур  за курс.

v      Рижский водно-солевой метод закаливания и полоскание горла солевым раствором комнатной температуры. Эту процедуру прошли все учащиеся школы дважды в этом учебном году.

v      Кислородный коктейль, рекомендуется для профилактического применения (повышения умственной и физической работоспособности, профилактики простудных заболеваний). Курс  12 процедур, перерыв 3 недели. Дети принимали кислородный коктейль за 30-60 минут до обеда.

      Медицинские процедуры,  пройденные учащимися в 2007-2008 учебном году.

№ п/п

 

Медицинская процедура

Количество

детей

Количество полученных процедур

 

Аэрофитотерапия

368

20

 

Солевое закаливание

317

2998

 

Кислородный коктейль

724

8688

 

Ингаляции

15

75

 

КУФО

210

2193

 

Э/форез

100

788

 

УФО

3

31

 

Электросон

2

28

 

СМТ

110

1172

 

ПеМП

58

595

 

«Дюна»

33

338

 

«Фея»

13

132

 

ТПЧ

73

732

 

УВЧ

1

12

 

ДМВ

35

352

      

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающая деятельность школы (% от общего числа учащихся))

 

Формы деятельности

Учебный год

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Диспансеризация

100

100

100

100

Профилактические прививки

100

100

100

 

Дни здоровья

100

100

100

100

Школьные спортивные праздники

87

91

93

94

Участие в районных спортивных соревнованиях

38

44

45

51

Беседы о здоровье с учащимися

99

99

99,8

100

Беседы о здоровье с родителями

79

80

87

89

Витаминизация

47

48,7

50

67

Уголки здоровья

100

100

100

100

    

Наряду с этими мероприятиями в школе была проведена 100% витаминизация школьников.      

В октябре организована вакцинация учащихся и педагогов от гриппа. 

В течение учебного года проведена ежегодная плановая санация учащихся  1-4 классов.

Большое внимание уделялось освещению и проветриванию классов.

            Перечисленные мероприятия в рамках программы «Школа здоровья» дали свои результаты:

·         снижение заболеваемости по обращаемости;

·         снижение обострений хронических заболеваний

·         увеличение контингента учащихся, занимающихся в основной группе по физкультуре;

·         снижение количества пропусков занятий по болезни.

·         повышение успеваемости.

Для нас и в будущем работа «Школы здоровья» необходима, чтобы нормализовать и предотвратить развитие начальных форм патологических изменений у учащихся, повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям, устранить ряд учебных факторов риска, поднять уровень работоспособности школьников и, тем самым, повысить продуктивность их обучения.

Анализ уровня здоровья обучающихся последних четырех лет свидетельствует о положительной динамике состояния здоровья учащихся.

Сравнительный анализ пропущенных дней по болезни за 3 года в ГОУ «Школе здоровья» №1702.

2004 -2005 уч.год

1-4

кл

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Итого

8,4

178

292

182

322

139

220

138

111

140

1722

2005 -2006 уч.год

1-4

кл

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Итого

8,9

129

218

318

179

128

235

280

144

69

1700

2007-2008 уч.год

1-4 кл.

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Итого

8,8

201

99

137

238

211

192

268

159

148

1653